Ответ:
Три музы Рихарда Штрауса
Немецкий композитор Рихард Штраус прожил восемьдесят пять лет
(1864-1949) и семьдесят из них посвятил творчеству, что является уникальным явлением в истории музыки. Его творчество универсально, однако основную славу Штраусу-композитору принесли его программные
симфонические произведения рубежа ХIХ-ХХ веков. Его творения – «до-
11
говаривание» традиций романтического программного симфонизма Листа и Берлиоза.
Однако в творчестве Штрауса заметно не только сочетание традиций
этих двух композиторов, но и обогащение принципов программной музыки романтизма. Отталкиваясь от опыта своих предшественников,
Штраус создал тип симфонической поэмы, в которой философская концепция сочетается с яркой изобразительностью, театральностью музыкальных характеристик. Известный современный дирижер Геннадий Рождественский так определил своеобразие музыки Штрауса: «Слишком
много источников питало музу Штрауса: и стекающих по склонам горы,
именуемой «Музыка», и бьющих ключом из земли, именуемой «Литература», и просачивающихся и превращающихся в сталактиты на стенах
сказочной пещеры, именуемой «Живопись» (75, с. 167).
Многие симфонические поэмы и фантазии Штрауса связаны с произведениями мировой литературы («Макбет» по У. Шекспиру, «Дон Жуан»
по Н. Ленау, «Дон Кихот» по М. Сервантесу), а также философскими
учениями («Так говорил Заратустра» по Ф. Ницше). Симфоническим поэмам близки симфонии, среди которых особенно известны одночастная
«Домашняя» и «Альпийская». Особую страницу творчества композитора
составляют его автобиографические произведения. В симфонической
поэме «Жизнь героя» в роли героя открыто выступил сам Штраус в его
борьбе с недоброжелателями. Своего рода продолжение составила «Домашняя симфония» – картина мирной семейной жизни самого композитора. Композитора обвиняли в нескромности, высокомерии, саморекламе.
Штраус остался верен себе, заявив: «Я не вижу, почему бы мне не написать симфонию на самого себя. Я нахожу себя не менее интересным, чем
Наполеон или Александр».
Мир изобразительного искусства не мог не отразиться на формировании художественного мировоззрения композитора. Он в равной мере
владел искусством выражения и искусством изображения. Огромного
мастерства достиг Штраус в области оркестровки.
В течение нескольких лет, с 1889 по 1898-й, он создал наиболее выдающиеся симфонические поэмы.
Объяснение: